Среда, 2017-Дек-13, 11:42

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Главная » 2013 » Август » 20 » Что год грядущий нам готовит? (полная версия ответов на вопросы газеты «Новые горизонты»)
17:16
Что год грядущий нам готовит? (полная версия ответов на вопросы газеты «Новые горизонты»)

1.   Что изменится для школьников и их родителей с 1 сентября 2013 года, а если изменится не в этом году, то когда?

1 сентября этого года вступает в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принятие данного закона  вызвало большой резонанс в обществе и СМИ, породило много домыслов и слухов, как то  100% плата за содержание ребенка в детском саду, платность среднего образования, ликвидация профтехучилищ  и других.

Хочу успокоить заинтересованную аудиторию. Радикальных, революционных изменений в системе российского образования по типу «мы старый мир разрушим до основания, а затем построим новый», связанных с введением нового закона,  не предвидится. Сразу возникает встречный вопрос, зачем новый закон об образовании принимали, и чем был плох старый?  Ещё пока действующий Закон «Об образовании» был принят в 1992 году и для своего времени был очень прогрессивным. Именно он адаптировал образовательную систему к новым экономическим реалиям, создал условия для самостоятельности школ и появления авторских образовательных методик. Правда, финансовых и организационных основ для реализации этих инициатив определено не было, и многие передовые идеи так и остались на бумаге. Но главное — за 20 лет стала другой страна, и документ просто перестал отвечать требованиям времени. Попытки же угнаться за происходящими изменениями привели к тому, что практика внесения в него дальнейших поправок во многом исчерпала свой ресурс.

Новый закон учитывает опыт развития системы отечественного образования, закрепляет все последние изменения, произошедшие в ней, закладывает основы для её будущего развития. Особенность нового закона в том, что он направлен на выстраивание отношений между гражданином и институтами образования, а во главу угла  поставлен человек. Цель нового закона – предоставить каждому максимальные возможности для получения образования, личного развития, самореализации.

Естественно, что вступление в силу нового закона влечет за собой изменение нормативно-правовой базы как образовательных учреждений, так и органов управления образованием. Для внесения этих изменений установлен переходный период до 1 января 2016 года.

Какие же изменения ждут нас? Приведу лишь несколько примеров. Закон отменяет ограничение, согласно которому родительская плата не должна превышать 20 процентов затрат на содержание ребёнка в детском саду. Размер родительской платы учредитель теперь будет определять самостоятельно. При этом согласно новому федеральному закону об образовании расширен состав расходов, которые нельзя включать в родительскую плату за детский сад.  Ранее из родительской платы исключались расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования. Теперь же  будут исключаться и расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Спешу успокоить родителей. В Саянских детских садах родительская плата была изменена в сторону повышения с 1 января 2013 года и составила 18,8 % от общих затрат на содержание ребенка в учреждении  в месяц. С 1 сентября повышение родительской платы не планируется.

Что осталось неизменным, так это  выплата компенсаций родителям детей, посещающих государственные и муниципальные детские сады – 20% за первого ребенка, 50% за второго, 70% за третьего и последующих. Но изменилась сумма, от которой эти проценты считаются. Ранее расчет осуществлялся исходя из размера фактической оплаты родителями услуг дошкольного учреждения. С 1 сентября 2013 года компенсации будут рассчитываться исходя из среднего размера родительской платы за содержание ребенка в детсаду на территории конкретного субъекта Российской Федерации, т.е. Иркутской области.

Кстати, с введением нового закона дошкольное образование становится самостоятельным уровнем общего образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС).

Впервые закон регулирует механизм организации деятельности групп продленного дня (далее – ГПД). Ведь в ГПД не реализуется образовательная программа, а оказываются услуги по присмотру и уходу за детьми младшего школьного возраста, как в детском саду. И в детском саду эти услуги оплачиваются. Поэтому ГПД не должны были содержаться за счет средств областного бюджета, направляемых на реализацию общеобразовательных программ. За последние 4 года данная «вилка» привела к значительному сокращению ГПД в школах от 20-ти в 2009-2010 учебном году до 5-ти в 2012-2013 учебном  году. Согласно новому закону об образовании включение расходов за присмотр и уход за детьми в ГПД в расходы на реализацию образовательной программы не допускается. Теперь эта услуга переходит в разряд платных, но не думаю, что размер платы будет значительным, ведь можно предусмотреть и почасовой механизм оплаты. Кстати, еще задолго до вступления нового закона в силу, многие регионы и муниципалитеты действовали именно по такой схеме. И мы сейчас работаем над проектом нормативно-правового акта, определяющего размер родительской платы за услуги ГПД.

В новом законе понятие «образовательное учреждение» заменено понятием «образовательная организация», поскольку организация является обобщенным понятием для различных организационно-правовых форм, в том числе для учреждений. Образовательные организации в рамках одного типа получат возможность использовать в наименовании специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности, поэтому  лицеи, гимназии  могут продолжать свою работу.

В новом законе определены уровни общего и профессионального образования. И в профессиональном образовании отсутствует  уровень начального профессионального образования (отсюда и слухи о ликвидации ПТУ). Однако этот уровень образования никуда не исчез, просто он включен в систему среднего профессионального образования в качестве первого уровня – подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Сделано это для того, чтобы обеспечить необходимый уровень подготовки рабочих. Получаемых сейчас на этом уровне знаний уже не хватает для профессиональной деятельности, так как повсеместно внедряются наукоемкие технологии, требуется умение учиться и профессионально совершенствоваться. Поэтому в рамках среднего профессионального образования предусмотрено два вида образовательных программ:  программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих);  программы подготовки специалистов среднего звена. Среднее профессиональное образование станет общедоступным.

Есть определенные изменения и в системе высшего профессионального образования, например, результаты единого государственного экзамена будут теперь действительны не 1,5, а 4 года. Это, безусловно, дает выпускнику школы больше возможностей определиться с будущей профессией.  

Новый закон впервые законодательно признает особый статус педагогических работников, гарантирует их право на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет средств работодателя, регламентирует отношения участников образовательного процесса, впервые говорит о построении договорных отношений между образовательной организацией и родителями обучающихся, расширяет выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе, закрепляет сетевую форму реализации программ, которая обеспечивает возможность осваивать образовательную программу с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций  и т.д.

2. Станет ли школьное (начальное, основное, среднее) образование платным полностью или частично?

Информация о платном общем образовании начала распространяться два года назад, в 2011. Тогда как раз шли бурные дискуссии о 83-м Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Закон дает госучреждениям, в том числе и школам, право становиться автономными, то есть получать больше самостоятельности в распоряжении теми средствами, которые выделяет государство. И плюс к этому — на вполне законных основаниях получать внебюджетный доход. При этом весь объем знаний, который давала школа, как финансировался из бюджета, так и продолжает финансироваться. До сих пор. На сегодня многие школы России работают в таком режиме. И ни о какой платности нет и речи!

Как прокомментировал данную ситуацию один сотрудник Высшей школы экономики «апокалипсис не наступил». Теперь авторы дезинформации о платном образовании в школе  привязали ее к новому закону об образовании, в котором вообще нет ничего про самоокупаемость, зато есть все о государственных гарантиях бесплатного общего и дошкольного образования.  Ещё раз повторю для широкой аудитории. В Российской Федерации  и Конституцией, и старым, и новым законами об образовании гарантировались и гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Новые же образовательные стандарты  - это совершенно иной (более высокий) уровень требований к образовательной программе, к условиям её реализации и к результатам её освоения. Новые образовательные стандарты улучшают и расширяют, а не ухудшают и сужают условия для получения качественного бесплатного общего образования.

3.   Существуют ли какие-то услуги, за которые школы или детские сады вправе требовать или могут брать плату (кружки, факультативы и т.д.)?

И услуги существуют, и плату брать могут. Такое право у учреждений было, есть и будет, поскольку закреплено законом. Платные кружки, секции, факультативы могут быть организованы для желающих, если они востребованы и если в учреждении  есть все необходимые ресурсы для их предоставления. Есть одно важное НО - платные образовательные услуги образовательные учреждения могут предоставлять только за рамками федеральных государственных образовательных стандартов. Например, шахматная школа или школа бальных танцев  и т.д. Отдельные муниципальные образовательные учреждения нашего города, можно сказать, делают первые шаги в этом направлении. Дошкольные учреждения в этом отношении более активны, нежели школы.

Говоря о платных услугах, не могу не затронуть тему о добровольных родительских пожертвованиях. В последние дни этот вопрос вновь достаточно актуален. Желание родителей помочь школе и детскому саду в создании более комфортных условий для детей заслуживает большого уважения. И управление образованием и образовательные учреждения очень благодарны родителям за эту помощь, она очень значима для нас. Однако ни в коем случае нельзя превращать добровольные пожертвования в добровольно-принудительные. Любая благотворительная деятельность основывается на четырех принципах: добровольность, посильность, целевое назначение и прозрачность. Помогать образовательному учреждению деньгами, материальными ценностями, услугами  - это право, а не обязанность родителей.

Родителям необходимо помнить: решение об оказании учреждению помощи принимается ими ДОБРОВОЛЬНО,  сумма благотворительных взносов является произвольной, с учетом финансовой возможности семьи, решения об оказании помощи учреждению, принятые родительскими комитетами, попечительскими и управляющими советами носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения,  не допускается принуждение родителей к внесению денежных средств как со стороны работников учреждения, так и со стороны других родителей.

4.   С 1 сентября начинают действовать требования, предъявляемые к одежде школьников. Могут ли школы сужать данные требования, например, требовать носить одежду только серого цвета или форму единого образца? Какова процедура принятия такого решения? Нужно согласие простого большинства родителей или 100%? В каких-то школах Саянска приняты подобные решения?

Могут, если такое решение принято единогласно всеми участниками образовательного процесса, как в рамках всей школы, так и в рамках отдельного класса. Если не 100% родителей поддерживают идею единой для всех обучающихся формы, то решение инициативной группы (родительского комитета) или даже подавляющего большинства родителей не может быть обязательным для всех. Все решения органов самоуправления учреждения носят рекомендательный характер. Однако общие требования к школьной одежде, закрепленные Постановлением Правительства Иркутской области от 25 июня 2013 года № 236-пп «Об установлении единых требований к одежде обучающихся в государственных образовательных организациях Иркутской области, муниципальных образовательных организациях Иркутской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования», обязательны для всех обучающихся Иркутской области. Что касается единой школьной формы в саянских школах, то пока этот вопрос отрабатывается лишь в отдельных классах (как правило, начальных)  отдельных школ. 1 сентября на торжественных линейках, посвященных дню знаний, увидим результат.

5.   Закончилась ли приемка школ после ремонта, все ли готовы к учебному году? Какой ремонт производился?

Приемка школ была проведена в соответствии с графиком 12 и 13 августа. В рамках подготовки к новому учебному году в нынешнем году из  местного бюджета были выделены значительные средства. Проведены капитальные ремонты на пищеблоках всех школ, благодаря которым установлено новое оборудование, полученное учреждениями за счет средств федерального и областного бюджетов. Реализация проекта «Народные инициативы» позволила провести ремонты полового покрытия во всех школах, актового зала в СОШ № 7, парадного входа в СОШ № 3, наружного освещения территорий школ №№ 2, 6 и гимназии, замену оконных блоков в СОШ № 5. Ремонтируются фасады школ №№ 2 и 5, теневые навесы в дошкольных учреждениях №№ 1, 10, 19. Полностью подготовлены системы  водоснабжения, канализации и отопления всех образовательных учреждений. К новому учебному году будут готовы все образовательные учреждения. 1 сентября школы гостеприимно распахнут двери для юных саянцев, приглашая их в увлекательную страну знаний.

 

 

О.В. Безродных,
 начальник управления образования

 

Просмотров: 1037 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1
Многорода.рф
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Друзья сайта
  • МОУ ДПО Центр развития образования




  • «Управление образования администрации муниципального образования «город Саянск» © 2010-2017
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
    Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт
    Если лень крутить колесико мыши ;)